Железнодорожный путевой инструмент

с доставкой по России и СНГ

Обзор ручного путейского инструмента

Опубликовано: 29.01.2019

РУЧНОЙ ПУТЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ

Без этих простых но незаменимых приспособлений не обходится ни один рабочий день монтера пути. Рассмотрим же их поподробнее!

Костыленаддёргиватель - наддёргиватель путевых костылей или подлапник предназначен для наддергивания костылей в зимних условиях с использованием ударной силы костыльного молотка. Его используют для извлечения костылей в основном в зимнее время, когда более толстые рожки лом-лапы не удаётся завести под головку костыля. Костыленаддергиватель обеспечивает наддергивание костыля на высоту 11-12 мм, что в дальнейшем уже позволяет выдернуть его при помощи лапчатого лома.

Тонкие длинные рожки костыленаддергивателя закалены и рассчитаны для выдерживание нагрузок на сжатие, но довольно хрупки на излом. Поэтому удар молотком сверху по корпусу инструмента, с целью использовать костыленаддергиватель как рычаг недопустим, так как это приводит к излому рожек.

Наддергиватель снабжён защитной планкой, которая удерживает вылетающую головку костыля в случае её срубания и отрыва.

Внимание! Не допускается использование в работе наддергивателя костылей без защитной планки, предназначенной для удержания головки костыля в случае ее отрыва при выдергивании костыля! Это смертельно опасно!

Масса костыленаддёргивателя - 2,4 кг. Наддёргиватель путевых костылей относится к инструментам строго учета.

Рис. 1.1 Наддергиватель путевых костылей:
1-защитная планка, 2-наддёргиватель, 3-проволочная рукоятка

 

Дексель  - топор для затески шпал или французский топор, применяется для срубания заусенцев на деревянных шпалах и брусьях, а также для зачистки постелей под подкладками.  Тыльной стороной декселя пользуются при укладке в путь пучинных карточек и для заколачивания пластинок-закрепителей в костыльные отверстия. Режущее лезвие декселя  затачивают с одной стороны подобно лезвию стамески.

При затёсывании, срубании или зачистке заусенцев на шпалах и стрелочных брусьях монтёру следует ставить ноги так, чтобы исключалась возможность их случайного ранения при промахе или соскальзывании инструмента.

Масса декселя 2,0-2,5 кг.

Рис. 1.2 Дексель.

 

Зубило путейское или зубило кузнечное предназначено для срубания незакаленного крепежа (гаек, болтов и т.п.). Используется только после насадки на проволочную ручку. При срубании гайки зубилом необходимо надевать защитные очки!

Масса путейского зубила 2,5 кг.

Рис. 1.3. Зубило путейское

 

Клещи рельсовые предназначены для переноски железнодорожных рельсов всех типов. Допустимая грузоподъёмность - до 50 кг.

Вес клещей до 5 кг.

Рис. 1.4 Клещи рельсовые

 

Клещи шпальные предназначены для переноски, затаскивания и вытаскивания деревянных шпал в шпальный ящик при их смене, а также подтаскивания шпал к месту работ. Концы клещей, захватывающих шпалу, должны сходиться в одной плоскости без перекосов. Рукоятки шпальных клещей сомкнутом положении должны отстоять друг от друга на расстоянии 60 мм, во избежание травмирования рук при соскальзывании клещей со шпалы. Поверхность рукояток клещей должна быть гладкой, без вмятин, зазубрин и заусенец.

Вес шпальных клещей - до 4 кг.

Рис. 1.5 Клещи для деревянных шпал

 

Ключи путевые рожковые гаечные предназначены для завинчивания и отвинчивания преимущественно стыковых рельсовых болтов (для клеммных и закладных болтов удобнее использовать ключ путевой торцевой). Зев гаечного ключа не должен быть разработанным, должен соответствовать размеру завинчиваемой гайки; нельзя применять прокладки между зевом ключа и гранями гаек. Работа с ключом имеющим отогнутые губки или неисправные рукоятки не допускается. При завинчивании гаек вручную надо пользоваться типовым ключом. Запрещается бить чем-либо по ключу, увеличивать его длину, наращивая другим ключом, а также применять неисправный ключ. 

Зев ключа делается по размеру гайки, с другого конца он обычно на 1 мм больше для работы с деформированными или ржавыми гайками. Изготавляются следующие комбинации типоразмеров путевых рожковых ключей: 36х41; 36х37; 27х27; 41х42. Длина путевых рожковых ключей от 0,6 до 1 м.

Вес путевых гаечных ключей, в зависимости от размера, от 2 до 4,5 кг.

 

Рис. 1.6 Ключ путевой рожковый гаечный

 

Ключ путевой торцевой (в обиходе - "вертолёт") изготавливают в двух исполнениях - под путевые гайки и под путевые шурупы. Путевой торцевой гаечный ключ предназначен для отвинчивания и завинчивания гаек клеммных и закладных болтов. Ключ торцевой шурупный используется для отвинчивания и завинчивания путевых шурупов. Основным преимуществом торцевых путевых ключей перед рожковыми является удобство работы - крутить гайки и шурупы можно стоя в полный рост, нет необходимости многократно снимать/надевать ключ на гайку или шуруп при выполнении одной операции. При работе ключ вращают на себя.

Вес путевых торцевых ключей - 2,5 кг.

Рис.1.7 Ключ путевой торцевой (гаечный, шурупный).

 

Лом лапчатый железнодорожный кованый (лапа, лом-лапа или костыльный лом) предназначен для выдергивания типовых костылей без подведения под лапу специальных подкладок, Особо ответственная его часть (лапа) не должна иметь деформированных рожков. Выдергивание костылей производится посредством нажатия руками на костыльный лом. Нельзя для создания дополнительных усилий налегать на лом, становиться на него ногами, а также подкладывать под него посторонние предметы — костыли, болты, камни и т. д. При невозможности поддеть головку костыля лом-лапой используют костыленаддергиватель.

Вес лапчатого лома - от 7 до 8 кг.

Рис. 1.8 Лом лапчатый кованый.

 

Лом путевой остроконечный предназначен для кантовки, передвижки рельсов при регулировке ширины колеи, рихтовки пути, кирковки мерзлого балласта и других работ. При кантовке, сдвижке, сбрасыванию рельсов монтеры пути должны располагаться по одну сторону рельса, противоположную направлению сдвижки, кантовки или сбрасывания.

Допускается производить кантовку рельсов длиной только не более 12,5 м, с одного конца рельса вставляя остроконечный лом в болтовое отверстие. Кантование рельсов длиной 25 м должно производиться только специальным инструментом - рычагом для кантовки рельсов (лом со скобой). При кантовании рельса запрещается находиться в направлении возможного выброса лома. Кантовку с обоих концов рельса производить запрещается. В момент опрокидывания рельса при кантовке, освобождающийся от защемления конец лома выдернуть из болтового отверстия. В случае невозможности выдернуть лом, выпустить из рук, не пытаясь удержать его и кантующийся рельс.

Сдвижку рельс производить при помощи остроконечного лома, воткнутого в балласт шпального ящика на необходимую глубину под углом 45°, а при разборке звеньев — в элементы рельсошпальной решетки, находящейся ярусом ниже.

Ломы путевые остроконечные изготавливают длиной 1,5 метра и диаметром 32 мм.

Вес остроконечного лома - 9кг.

 

Рис. 1.9 Лом остроконечный

 

Кувалда кованая используется в качестве вспомогательного инструмента при производстве путевых работ, применяется после посадки на деревянную ручку. Поверхность бойка кувалды (а также путевого молотка, костыленаддергивателя, зубила) не должна иметь наклепа, трещин и заусениц.

Вес кованой кувалды - 8 кг.

Рис. 1.10 Кувалда кованая.

 

Молоток путевой костыльный предназначен для забивки вручную костылей для крепления железнодорожных рельсов. Костыльный молоток используют в работе после посадки на деревянную рукоятку. Защитная юбка (шейка, обойма-втулка) предохраняет деревянную рукоятку от удара об головку рельса.  При забивке костылей монтер должен располагается лицом вдоль пути. При этом путевой молоток и забиваемый костыль должны находиться по одну сторону от рельса. Запрещается наносить удары по костылю через рельс. Забивку костыля ведут вертикально. Наживление костыля должно быть глубоким, чтобы при первом ударе он не мог выскочить из-под молотка. Запрещается выправлять погнутые костыли на рельсе. В зоне производства работ с использованием костыльного молотка, кувалды работники должны находиться на расстоянии не менее 2 м друг от друга во избежание травмирования.

Вес путевого молотка 5 кг.

Рис. 1.11 Молоток путевой костыльный с защитной юбкой.

 

Рукоятка для путевого молотка (черенок для путевого молотка) - предназначена для насаживания путевого молотка, а также декселя и остроконечной кирки. Рукоятка должна быть изготовлена из сухой древесины твердых лиственных пород, как правило березы, без сучков и косослоя, должна быть гладкой и не иметь трещин. Рукоятка для путевого молотка имеет овальную форму по всему сечению, её геометрические размеры - 900x62x36 мм.

Вес рукоятки путевого молотка - 0,8 кг.

Рис. 1.12. Рукоятка для путевого молотка

 

Гайковерт ручной механический РГ-1 (рис 1.13) с ручным приводом для отвинчивания и завинчивания гаек клеммных и закладных болтов, шурупов, сверления отверстий в деревянных шпалах и брусьях под шурупы и костыли. 

Комплектуется быстросменными головками для шурупов и сверл. Имеет        редуктор   переключения   оборотов   обеспечивающий

максимальный крутящий момент при минимальных усилиях

 

Рис. 1.13 Гайковерт РГ-1

 

Кирка остроконечная (кайло) используется для раскирковки смерзшегося или твердого балласта, грунта, льда и др.

 

Рис. 1.14 Кирка остроконечная

 

рис 1.15) (маховая) применяется для уплотнения балласта под шпалой при песчано-гравийном и асбестовом балласте. Вес- 5 кг.

Изготавливается из стали.

 

Рис. 1.15 Подбойка торцевая

 

Ударный Разгоночный прибор, Путейский таран, «коза» (рис.1.16) приспособление для разгонки стыков или встряхивания плети бесстыкового пути при работах по регулировке напряжений, имеет вид перевернутого отрезка рельса (1-3 м) с ручками. Монтеры пути вручную бьют в торец рельса или анкер (рис.1.17), закрепленные на рельсе. 

 

Рис.1.16. Ударный разгоночный прибор.

 

Рис. 1.17. Анкер, устанавливаемый на головке рельса

 

Штопка (рис 1.18) предназначена для плотного заполнения балластом пространства под шпалой при подъемке пути, смене шпал и др. Вес штопки 4,1кг.

 

 

Рис. 1.18 Штопка: 1-деревянная ручка, 2- обшивка листовая, 3- обшивка полосовая, 4-шуруп, 5-проволока.

 

Деревянная часть изготавливается из одного куска сухого дерева без сучков. Рабочая часть обшивается металлическим листом толщиной

3 мм. Крепление обшивки должно быть плотным без щелей. Конструкция имеет полку для упора ногой. В верхней части полка туго обтягивается и окручивается мягкой проволокой.

 

Лебедка  ручная (ЛР) для удаления и установки шпал (шпаловытаскиватель)  (Рис 1.19) предназначена для извлечения и установки деревянных и железобетонных шпал при проведении ремонтных работ на железнодорожных путях и стрелочных переводах. 

 

 

Рис 1.19 Лебедка для смены шпал.

 

Может использоваться для работы с брусьями при использовании стропов-удлинителей. Лебедка крепится на подошве рельса. Храповой механизм обеспечивает легкость и удобство в работе, не требователен в обслуживании. Съемная рукоятка обеспечивает прохождение состава по путям с установленной лебедкой.

Текстильные стропы исключают замыкание двух рельсов между собой. 

Вытаскивание шпал производится после удаления костылей и подкладок, без откопки шпального ящика и сдвига шпалы. Необходимо очистить только торцы шпал. Силами одного человека осуществляется смена железобетонной шпалы за 30 мин.

Может использоваться при вытаскивании шпалы из-под откоса насыпи. 

Товары к этой статье

Главное меню

Каталог

Полезные ссылки

Цена
от
до
0 Корзина: 0 руб.