Источники электроснабжения электрических путевых инструментов
Для электроснабжения электрического железнодорожного механизированного путевого инструмента (МПИ) при производстве путевых работ используют следующие передвижные и стационарные источники питания:
- передвижные электроагрегаты (железнодорожные электростанции);
- трехфазные силовые низковольтные линии напряжением 220 и 380В;
- однофазные осветительные линии напряжением 220В с преобразователями фаз;
- линии электропередачи (ЛЭП) высоких напряжений, расположенные вдоль железных дорог;
- провода контактной сети напряжением 3 кВт при постоянном токе и 27 кВт при переменном токе.
Наибольшее распространение в качестве источника питания электрического железнодорожного путевого инструмента получили передвижные электроагрегаты (железнодорожные электростанции) в связи с их автономностью. На жд станциях широко пользуются трехфазными линиями низкого напряжения. Линии электропередачи высоких напряжений и контактная сеть почти не используются в качестве источников энергии, хотя разработано и выпускается специальное оборудование для токосъема.
Передвижные источники питания электрического железнодорожного механизированного путевого инструмента
Передвижные электроагрегаты (железнодорожные электростанции) – электроагрегаты с автономным бензиновыми или дизельными двигателями применяются в тех случаях, когда невозможно получить энергию от электрических сетей и на неэлектрифицированных участках. Основными частями передвижных железнодорожных электростанций являются:
- рама, на которой смонтировано оборудование;
- бензиновый или дизельный двигатель внутреннего сгорания;
- генератор трехфазного тока;
- редуктор, обеспечивающий передачу движения от двигателя к генератору;
- распределительное устройство с измерительными и пусковыми приборами.
На щите распределительного устройства установлены плавкие предохранители, выключатель нагрузки, вольтметр, амперметр и др.
Общаяя схема передвижного электроагрегата
Преимущество передвижных электростанций заключается в простоте конструкции, сравнительной дешевизне, возможности транспортировки их к местам производства путевых работ. Этим объясняется их широкое распространение не только в подразделениях ОАО "РЖД", но и среди всех железнодорожных строительных компаний отрасли.
В путевых машинных станциях и дистанциях пути имеются дизельные электростанции мощностью 100-200 кВт, тракторы-электростанции мощностью 30 кВт и др. К их недостаткам относятся: высокая себестоимость вырабатываемой энергии (в 5-10 раз выше, чем передаваемая по электрическим сетям); большая масса агрегата (трудно установить на станциях и обочинах высоких насыпей).
Техника безопасности при работе с электрическими путевыми инструментами
Передвижная электростанция (бензиновый или дизельный электрический агрегат) во время работы должна находиться на обочине или широком междупутье на расстоянии не менее 2 м ближайшего рельса. Перед началом работы она должна быть заземлена. Для этого в предварительно увлажненный грунт около электростанции забивается металлическая труба или стержень диаметром 25-50 мм, длиной 1,0-1,1 м. Нельзя заливать топливо в бак во время работы электрического агрегата и перевозить его с работающим двигателем.
Кабельная сеть и соединительная арматура для электрических путевых инструментов
Питание к электрическим МПИ от источника подаётся по электропроводящей сети, выполненной, как правило, из кабеля разного сечения и соединительной кабельной арматуры. В качестве магистрального кабеля применяют кабель КГ 3х6+1х4; 3х4+1х2,5 мм2. Фазовые жилы имеют большее сечение, заземляющая – меньшее. В ряде случаев применяют кабель 4х6 и 4х4 мм2. Длина магистрального кабеля 25-100 м. В качестве отводящего кабеля используют кабель КГ 3х2,5+1х1,5 мм2 или КГ 3х1,5+1х1 мм2. Сечение кабелей выбирают в зависимости от мощности электродвигателей подключаемых МПИ исходя из максимально допустимого тока.
В качестве подводящих кабелей применяют, как правило, кабели для питания путевого инструмента с площадью сечения жил 1,5-4 мм2 и длиной 3-10 метров.
Соединительная кабельная арматура типа АК-ЗО предназначена для распределения и подачи электроэнергии к МПИ от передвижных электростанций и токоразборных точек через понижающий распределительный трансформатор со вторичным напряжением 230В трехфазного тока.
Кабели соединяют в сеть посредством использования соединительных кабельных арматур АК-ЗО, кабельных путевых вилок и кабельных путевых розеток.
Стационарные источники питания электрического железнодорожного механизированного путевого инструмента
Трехфазные силовые линии напряжением 220 и 380В наиболее удобны для использования в качестве источников энергии. Для отбора энергии от линий напряжением 220В наиболее удобны для использования в качестве источников энергии. Для отбора энергии от линий напряжением 220В достаточно оборудовать точки подключения электрических инструментов на расстоянии до 120-200 м одна от другой. Для этого устраивают отвод от воздушной сети тремя (четырьмя) проводами марок ПР-500, АПР-500 или кабелем в газовой трубке к рубильнику.
Подключение к воздушной линии осуществляется шишечными зажимами, скруткой проводов с последующей пропайкой и т.д. Применяют следующие сечения проводов отводов: медных при потребляемой мощности до 3 кВт - не менее 4 мм2, до 5 кВт - не менее 6 мм2, свыше 5 кВт -увеличение сечения на 1 мм2 на каждый 1 кВт мощности; алюминиевых соответственно на один номинал выше.
Рубильник вместе с предохранителями размещается в металлическом ящике. Трехполюсную розетку, к которой подключают электрические путевые инструменты, монтируют обычно на дне или сбоку ящика с внешней его стороны (для удобства подключения). Для обеспечения безопасности работающих с электрическими инструментами металлический ящик и трехполюсная розетка заземляются. На расстоянии 3-5 м от опоры, на которой расположена точка подключения, забивают в землю на глубину до 3 м один или несколько металлических стержней. Корпус ящика и розетку подключения соединяют со стержнем проволокой диаметром не менее 6 мм.
Если воздушная линия имеет нулевой провод, его соединяют с металлическим ящиком четвертым проводом, который тоже пропускают через газовую трубу; и в этом случае обязательно заземление ящика и розетки.
Принципиальные электрические схемы подключения МПИ к низковольтовым сетям
При отборе энергии от линии напряжением 380В дополнительно подключают трансформатор, понижающий напряжение до 220В. Можно использовать переносный трансформатор, перемещая его от точки к точке подключения. Точки подключения устраивают на линиях, расположенных главным образом на территориях станций. От одной точки могут питаться электрические инструменты в радиусе до 100 м. Так как на стрелочных переводах выполняется большой объем путевых работ, точки подключения в первую очередь устанавливают около стрелочных улиц, горловин парков и станций. В ряде случаев при технико-экономическом обосновании целесообразно устройство низковольтных силовых линий специально для питания электрических инструментов.
Осветительные линии также используются для электроснабжения путевых работ. Они имеют два провода (две фазы или фазу и нуль), а электродвигатели путевых инструментов рассчитаны на переменный трехфазный ток 220В. Для преобразования однофазного переменного тока в трехфазный того же напряжения и частоты используются преобразователи фаз. Они позволяют осуществить сдвиг фаз и получить вращающееся магнитное поле трехфазного тока, необходимое для работы асинхронных двигателей. В путевом хозяйстве применяются статические преобразователи фаз, состоящие только из емкости или из емкости и индуктивности. Последние получили большее распространение, так как являются более универсальными. К ним относится, например, применяемый на железных дорогах преобразователь фаз ПФС-ЗМ. Масса преобразователей небольшая, подключение их производится просто. Отбор электрической энергии от осветительных линий может быть осуществлен или устройством стационарных точек подключения на опорах сети, или же с помощью переносной отборной аппаратуры.
Стационарные точки подключения устраивают так же, как на низковольтных силовых линиях. Переносные токоотборники могут быть подключены к осветительной сети в любой точке. В этом случае для отбора энергии используют штанги-токосъемники длиной не менее 5 м, с помощью которых соединяются провода сети с переносным ящиком. В ящике смонтированы предохранители, выключатель и розетка для подключения проводов преобразователя фаз. Магистральный кабель путевых инструментов подключается к преобразователю фаз.
Схемы подключения электрических железнодорожных путевых инструментов
Линии электропередачи высоких напряжений ЛЭП-10 или ЛЭП-6 сооружаются для питания устройств автоблокировки и электрической централизации. Подключение к ним силовой нагрузки не допускается. Для энергоснабжения путевых инструментов устраивается вторая трехфазная ЛЭП-10(6) на тех же опорах с полевой стороны. Такие сети обеспечиваются энергией обычно от тяговых подстанций. Для отбора от них энергии устраивают низковольтные трехфазные линии или используют переносные понижающие трансформаторы со специальными подключающими устройствами.
Провода трехфазной линии напряжением 220В располагаются на нижних траверсах тех же опор (если позволяет вертикальный габарит) или на опорах контактной сети. Они получают энергию от понижающих мачтовых трансформаторов, устанавливаемых в середине плеча питания на расстоянии 2-3,5 км один от другого. Точки подключения располагаются на расстоянии 150-200 м одна от другой. Такие низковольтные линии могут обеспечивать электроэнергией также промежуточные станции, линейно-путевые здания, переезды и др. Система электроснабжения низкого напряжения вызывает дополнительный расход цветного металла, но она позволяет эффективно использовать электрические путевые инструменты и повысить уровень механизации путевых работ, особенно на текущем содержании пути.
Для отбора энергии от второй трехфазной ЛЭП-10(6) используют переносные понижающие трансформаторы со специальными подключающими устройствами. Подключающее устройство состоит из телескопической штанги, изолирующего звена с токоприемными контактами, подключающей трубы и заземляющего устройства. Телескопическая штанга изготовляется обычно из дюралюминиевых труб. Нижним концом она устанавливается на грунт и прикрепляется к опоре линии на высоте 1,7 м. Съемное изолирующее звено крепится к верхней части штанги и накладывается токоприемными контактами на провода ЛЭП. На изолирующем звене имеются два высоковольтных предохранителя в двух фазах, предназначенные для защиты от межфазных замыканий. Подключающая труба прикрепляется вертикально к трансформатору. Ее высота должна быть не менее 2,5 м. Назначение подключающей трубы - принять изолированные высоковольтные провода, идущие от верха штанги, на расстоянии не менее 2,5 м от земли. Вход проводов в подключающую трубу и выход из нее к трансформатору изолируются карболитовыми монолитными колодками. Заземление от трансформатора к рельсу осуществляется тросом сечением 16 мм2.
Провода контактной сети электрифицированных железных дорог могут использоваться для электроснабжения путевых инструментов. Для отбора энергии от сети постоянного тока нужны установки по преобразованию постоянного тока высокого напряжения в переменный ток низкого напряжения. Разработано в качестве опытных несколько таких установок, но практического применения они не нашли.
При электрической тяге на однофазном переменном токе промышленной частоты напряжением 27 кВ для электроснабжения нетяговых потребителей устраивают линии продольного электроснабжения напряжением 27 кВ, которые подвешивают на опорах контактной сети с полевой стороны. В качестве одной из фаз используется рельс. Сооружение такой линии обходится дешевле, чем трехфазной ЛЭП-27 с тремя проводами. С помощью однофазных или трехфазных понижающих трансформаторов можно обеспечить электроснабжение однофазных или трехфазных потребителей энергии.
Переносные однофазные трансформаторы подключают с помощью штанги к одному проводу высоковольтной линии и к рельсу. На низкой стороне трансформаторов будет однофазный переменный ток напряжением 220 В. Электрические инструменты получают энергию от трансформатора через преобразователь фаз. Надежность устройств периодически испытывают, проверяя их работу и электробезопасность. Обслуживание разрешается лицам, имеющим необходимую квалификацию. Во время работы эти устройства заземляются и ограждаются.
Проход за ограждения разрешается только обслуживающему их персоналу, имеющему необходимые знания по охране труда и электробезопасности. Перед началом работы бригадир пути по переносному селектору или телефону должен согласовать с энергодиспетчером время, место и продолжительность подключения.